В статье представлены размышления о метафизике музыки, прежде всего, поставив извечный вопрос, на который трудно дать ответ: «Что есть музыка?»; почему она наравне с литературой, живописью, религиозным творчеством всегда находится на рубеже острых социокультурных дискуссий, становясь камнем преткновения в бесконечных спорах о смысле бытия? В этом ряду явственно прочитываются определения музыки мыслителями и музыкантами. Методология концепции «сфера звука-музыки» по сути своей столь же универсальна, как и сфера культуры, религии; именно поэтому ученые и теософы древности и средневековья нередко привлекали музыку как феномен для объяснения мироустройства и сложных механизмов действия человеческой души. Музыка во всех ее аспектах, таким образом, уже многие века осознается как нечто, исключительно подходящее для построения моделей, помогающих разобраться в сферах не менее материальных, чем она сама. Автор приходит к выводу о том, что у людей, одаренных исключительной творческой импульсивностью, пытливостью, волевое борение означает одно из важных свойств его творчества. Пульсирующие чувства и мысль творца, страстность, эмоциональность, волевые устремления и рождают определенный стиль музыкального мышления, индивидуальный в своих проявлениях, но базирующийся на основных духовно-творческих основаниях времени. Не индивидуальный, а точнее исповедальный, интимно-личностный аспект исповедального выражает особую знаковую доминанту культуры и особенно ярко проявляется в музыке.
The article presents reflections on the metaphysics of music, first of all, by posing the eternal question, which is difficult to answer: "What is music?"; Why is it, along with literature, painting, religious creativity, always at the boundary of acute socio-cultural discussions, becoming a stumbling block in endless disputes about the meaning of being? In this series, the definitions of music are clearly read by thinkers and musicians. The methodology of the “sphere of sound-music” concept is essentially as universal as the sphere of culture and religion; that is why scientists and theosophists of antiquity and the Middle Ages often used music as a phenomenon to explain the world order and the complex mechanisms of the human soul. Music in all its aspects, therefore, has already been recognized for many centuries as something exceptionally suitable for building models that help to understand areas no less material than itself. The author comes to the conclusion that in people gifted with exceptional creative impulsiveness, inquisitiveness, volitional struggle means one of the important properties of his work. Pulsating feelings and thought of the creator, passion, emotionality, volitional aspirations give rise to a certain style of musical thinking, individual in its manifestations, but based on the main spiritual and creative foundations of the time. Not an individual, but rather a confessional, intimate-personal aspect of the confessional expresses a special symbolic dominant of culture and is especially clearly manifested in music.