Формирование технологической независимости СССР. Преемственность опыта для России на примере КБ Туполева (К 100-летия основания КБ)

В статье анализируются перспективы восстановления отечественного гражданского авиастроения в условиях санкционного противодействия со стороны коллективного Запада. В качестве исторической детерминанты и актуального ориентира приводится опыт создания и развития советского КБ им. Туполева, обеспечивавшего стране полную технологическую независимость в течение полувека. С началом специальной военной операции Российской Федерации на Украине ЕС и США приняли беспрецедентные санкции против российской авиаотрасли. По задумке инициаторов, данные меры должны были лишить российские авиакомпании возможности использовать самолеты фирм Boeing и Airbus, составлявших на момент принятия этого решения до 65% российского парка пассажирских авиаперевозок. Новые поставки, а также техобслуживание и страхование всех бортов были запрещены, а уже сданные в лизинг самолеты по старым контрактам предписывалось в одностороннем порядке возвратить лизингодателю в течение месяца. Запрет ремонта и страхования воздушных судов призваны были заблокировать даже те самолеты, которыми авиакомпании владели напрямую. В качестве ответного шага Россия пошла не только на ассиметричный ответ в виде национализации всех арендованных за рубежом воздушных судов и перевода их на внутренние рейсы (во избежание их изъятия), но и разработала фундаментальный план перевода российской гражданской авиации на самолеты отечественного производства. По предварительным оценкам уже через три-четыре года серийное производство отечественных самолетов в необходимом количестве должно начаться. И опыт КБ Туполева вкупе с колоссальным технологическим потенциалом, наработанным этим конструкторским бюро в течение более чем полувека, может оказаться экзистенционально важным для отечественной авиационной отрасли. В работе применена методология исторической науки: метод исторического анализа, метод исторических аналогий, метод сравнения и метод структурного анализа.

The article analyzes the prospects for the restoration of the domestic Russian civil aircraft industry in the conditions of sanctions counteraction from the collective West. As a historical determinant and an actual reference point, the experience of the creation and development of the Soviet Design Bureau is given. Tupolev, who provided the country with full technological independence for half a century. With the beginning of the special military operation of the Russian Federation in the Ukraine, the EU and the United States have adopted unprecedented sanctions against the Russian aviation industry. According to the initiators, these measures were supposed to deprive Russian airlines of the opportunity to use Boeing and Airbus aircraft, which at the time of this decision made up to 65% of the Russian passenger air transportation fleet. New deliveries, as well as maintenance and insurance of all sides were prohibited, and aircraft already leased under old contracts were ordered to be unilaterally returned to the lessor within a month. The ban on aircraft repairs and insurance was intended to block even those aircraft that the airlines owned directly. As a retaliatory step, Russia has not only adopted an asymmetric response in the form of nationalization of all aircraft leased abroad and their transfer to domestic flights (in order to avoid their withdrawal), but has also developed a fundamental plan for the transfer of Russian civil aviation to domestically produced aircraft. According to preliminary estimates, serial production of domestic aircraft in the required quantity should begin in three to four years. And the experience of the Tupolev Design Bureau, coupled with the enormous technological potential accumulated by this design bureau for more than half a century, may turn out to be existentially important for the domestic aviation industry. The methodology of historical science is applied in the work: the method of historical analysis, the method of historical analogies, the method of comparison and the method of structural analysis.

Publisher
Автономная некоммерческая организация Центр исследований постсоветских стран
Number of issue
1
Language
Russian
Pages
97-106
Status
Published
Volume
6
Year
2023
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
ussr; Russian Federation; aviation; Tupolev; technologies; sanctions policy; ссср; российская Федерация; авиация; Туполев; технологии; санкционная политика
Share

Other records

Санакоев И.Б., Плиев С.М., Смолик Н.Г., Кулумбегова Л.Т.
Постсоветские исследования. Автономная некоммерческая организация Центр исследований постсоветских стран. Vol. 6. 2023. P. 64-75