Предметом исследования выступает формализация действий искусственного интеллекта в качестве представителя органа власти. Объектом исследования выступают нормативные документы, рекомендации и иные документы регламентирующие вопросы реализации автономности искусственного интеллекта для целей публичных правоотношений в России и зарубежных странах, судебная практика, академические публикации и аналитические отчеты по исследуемой проблематике. Методология исследования интегрирует комплекс современных философских, общенаучных, специально-научных методов познания, включая, диалектический, системный, структурно-функциональный, герменевтический, сравнительно-правовой, формально-юридический (догматический) и др. В рамках настоящего исследования делается особый акцент на осуществлении сравнительного правового исследования феномена автономности искусственного интеллекта, реализующего публичные функции на основании опыта различных государств. В рамках указанной статьи проводится сравнительный анализ действующих подходов по определению базовых условий обеспечения автономности искусственного интеллекта в контексте публичных правоотношений зарубежных стран и России. В рамках проведенного сравнительного анализа выявлены базовые проблемы в области прозрачности принятия решения искусственного интеллекта в мировой практике, определены практические ситуации интеграции непрозрачных искусственного интеллекта в сферу публичных правоотношений зарубежных стран, а также предложены возможные компенсирующие правовые мероприятия, обеспечивающие безопасную интеграцию искусственного интеллекта в сферу государственного управления в России. Предложенные в результате проведенного исследования мероприятия могут найти свое применение в законодательной и правоприменительной практике профильных органов власти реализующих интеграцию искусственного интеллекта в сферу общественных и публичных отношений в России.
Within the framework of this article, a comparative analysis of existing approaches is carried out to determine the basic conditions for ensuring the autonomy of AI in the context of public legal relations of foreign countries and Russia. As part of the comparative analysis, the basic problems in the field of AI decision-making transparency in world practice, practical situations of integrating non-transparent AI into the sphere of public legal relations in foreign countries, as well as possible compensatory legal measures that ensure the safe integration of AI into the sphere of public administration in Russia are being investigated. The subject of the study is the formalization of the actions of artificial intelligence as a representative of a government body. The object of the research is normative documents, recommendations and other documents regulating the implementation of AI autonomy for the purposes of public legal relations in Russia and foreign countries, judicial practice, academic publications on the issues under study. The research methodology integrates a complex of modern philosophical, general scientific, special scientific methods of cognition, including dialectical, systemic, structural-functional, hermeneutical, comparative legal, formal legal (dogmatic), etc. Within the framework of this study, special emphasis is placed on the implementation of a comparative legal study of the phenomenon of AI autonomy, which implements public functions based on the experience of various states. The measures proposed as a result of the study can be applied in the legislative and law enforcement practice of the relevant authorities implementing the integration of artificial intelligence into the sphere of public relations in Russia.