
 

46 

РОЛЬ СМИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ «ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ» 

А.В. Громова 

Кафедра теории и истории журналистики 
Российский университет дружбы народов 

ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198 

В статье рассматривается феномен «цветных революций», причины и механизмы перево-
ротов, описывается роль средств массовой информации в их осуществлении в Грузии, Украине 
и Киргизии. 

Термин «цветные революции» применяется для обозначения переворотов, 
произошедших на территории бывших республик Советского Союза Грузии, Ук-
раины и Киргизии в период 2003—2005 гг. Свое название подобные перевороты 
получили благодаря активному использованию оппозиционными силами тех или 
иных символов: «революция роз» в Грузии, «оранжевая революция» в Украине 
и «революция тюльпанов» в Киргизии. 

Предшественниками «цветных революций» были «бархатные» революции, 
произошедшие в конце XX века в странах Восточной Европы. Именно в это вре-
мя мировая геополитическая поляризация достигла максимума. Мир был поделен 
на две сферы влияния, контролируемые сверхдержавами: СССР и США. США 
ставили перед собой задачу разрушения социалистического лагеря и получения 
контроля над территориями, находившимися в непосредственной близости 
от СССР [1]. Однако применить военные методы ведения борьбы за мировое гос-
подство в силу равенства военных возможностей США не могли. Для реализации 
поставленных целей была избрана тактика проведения пропаганды с целью дис-
криминации социалистического режима для смены руководства в странах Вос-
точной Европы. 

В XXI веке методы, использовавшиеся при проведении «бархатных» рево-
люций, были применены и для совершения «цветных революций». О связи этих 
явлений открыто заявляли лидеры многих стран. Лех Валенса, экс-президент 
Польши, был активным участником событий на Украине в 2004 г., полностью 
поддерживая Виктора Ющенко. В апреле 2005 г. президент Белоруссии Алек-
сандр Лукашенко в своем ежегодном послании к парламенту обвинил Польшу 
в подготовке «бархатной» революции в Белоруссии [12]. На саммите в Брати-
славе в 2004 г. президент США Джордж Буш, выступая на центральной площа-
ди Братиславы, провел четкую параллель между событиями в Чехословакии 
1989 г. и «оранжевой революцией» на Украине и «революцией роз» в Грузии 
[15]. Таким образом, можно говорить не только о преемственности «бархатных» 
и «цветных революций», но и о прямом «экспорте» «революционных» технологий. 

Концепция подобных переворотов была подробно описана в 2003 г. в книге 
известного американского политолога и дипломата М. Палмера «Сломать Ось 



Громова А.В. Роль СМИ в осуществлении «цветных революций» 

 47 

Зла: как к 2025 году устранить от власти последних диктаторов». В ней подроб-
но описывается 25 условий, выполнение которых обеспечит успешное сверже-
ние неугодных США политических режимов. Главными условиями являются: 

— формирование из местных, придерживающихся либеральных ценностей 
и прозападных взглядов лиц неправительственных организаций (НПО) — пра-
возащитных, пацифистских, молодежных, студенческих; 

— создание либеральных прозападных СМИ (прессы, телеканалов, сайтов); 
— проведение западными СМИ интенсивной и систематической пропаган-

ды по делегитимизации и демонизации «недемократического режима» в созна-
нии граждан этой страны и западного общественного мнения; 

— ведение западными и местными «демократическими» СМИ массирован-
ной пропаганды по легитимизации оппозиционных режиму групп и организа-
ций и приданию им имиджа истинных представителей народа; 

— «проталкивание» в ООН, ЕС, ОБСЕ, ПАСЕ и других международных 
организациях резолюций, осуждающих «нарушения прав человека», «наступле-
ния на свободу прессы» и т.п. в стране, где планируется «демократическая ре-
волюция»; 

— подготовка (тренинг) оппозиционных групп и организаций «гражданско-
го общества» к проведению уличных «ненасильственных» акций — манифеста-
ций, митингов, пикетов, блокирования официальных зданий и институтов и т.п.; 

— создание психологической атмосферы внутри страны, парализующей спо-
собность сторонников существующей власти к сопротивлению; 

— использование дипломатических и финансовых методов давления на «дик-
таторов», членов руководства страны с целью заставить их отказаться от власти 
«мирным» путем» [15]. 

Особое место в сценарии проведения «цветных революций» отводится сред-
ствам массовой информации как инструменту, способному непосредственно вли-
ять на массовое сознание населения. Средства массовой информации не просто 
информируют человека, но и создают определенные реальности, в которые по-
гружают его. В рамках подобных, почти виртуальных реальностей осознанно, 
но чаще неосознанно программируются не только переживания, но и мысли, 
и мироощущение человека. В данной ситуации СМИ являются лишь инструмен-
том в руках противоборствующих сил. Свершение «цветных революций» стано-
вится возможным благодаря грамотному использованию этого инструмента. 

«Цветные революции» отличаются подчеркнуто коммуникативным характе-
ром, что естественно для информационного века. Cегодня в роли участника рево-
люции может выступить и наблюдатель — человек у телевизора, поскольку эмо-
циональные выступления, демонстрация толпы, прямой эфир создают эффект 
присутствия. Это новый типа давления — информационный, создающий инфор-
мационно-организационный тип революции, которого никогда не было ранее [7]. 

Наибольшее влияние имеют аудио-визуальные СМИ. Телевизионная кар-
тинка как бы преувеличивает реальность, часто заменяя ее саму. Например, в Ук-
раине проправительственные СМИ были слишком жестко зарегулированы, по-



 Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2008, № 2 

48 

этому были не способны донести информацию. Единственный оппозиционный 
канал — «Пятый канал» объявил о победе революции еще задолго до ее свер-
шения, сделав Майдан единственным источником информации. На нем не было 
разрыва между событием и рассказом о нем. Именно ситуативность материала, 
ощущение сопричастности делали его более достоверным. При этом стандарт-
ные новостные программы рассказывали о событиях уже в прошедшем време-
ни, у смотрящих эти новости терялось ощущение принадлежности к истории, 
творимой на глазах. 

Оппозиционные СМИ в период «цветных революций» выполняли опреде-
ленные функции, интенсифицируя информационные потоки, включая в револю-
ционные процессы большие массы людей, которые физически находились да-
леко от места событий. Перед СМИ ставились следующие задачи: 

— формировать и активизировать массовое сознание; 
— удерживать своих сторонников в активном состоянии до победы; 
— легитимизировать «революционные» действия; 
— устрашать оппонентов для недопущения ответных активных действий; 
— легитимизировать новых лиц в качестве руководителей. 
Информационный инструмент стал наиважнейшим, поскольку любой дру-

гой не являлся адекватным возможностям оппонента. 
«Оранжевая революция» в Украине сделала возможным такой переход к об-

щественному пространству за счет демонстрации массовости оппозиции. Это бы-
ло сделано с помощью эксплуатации идеи спирали молчания, которая была опи-
сана еще немецким социологом Элизабет Ноэль-Нойман в работе «Общественное 
мнение: открытие спирали молчания» [6]. Согласно ей, можно манипулировать 
большинством, создавая для него условия, когда оно будет ощущать себя мень-
шинством, и соответственно, будет молчать. Активное использование визуальной 
символики оппозицией многократно усиливало ее силу. Оранжевый цвет, стикеры, 
плакаты, листовки — все это является долговременными конструкциями, способ-
ными привлечь к себе внимание множества людей. Устное слово недолговечно. 
Стикер может висеть на стене длительное время, при этом увеличивается число 
тех, кто обращает на него внимание. Иными словами, «оранжевая» кампания 
в значительной степени выигрывала именно в визуальном пространстве, что, ве-
роятно, по сути заменяло ей заблокированный вариант телевизионного простран-
ства. Только «Пятый канал» поддерживал оппозицию. Однако сразу после перво-
го тура выборов в Украине он стал выпускать ежечасные выпуски новостей, а пос-
ле второго тура перешел на прямую трансляцию митинга, что значительно уве-
личило его аудиторию. 

Оппозиция была более активной в области Интернета, поскольку власть при-
держивалась тактики: если нечто происходит в Интернете, с ним не следует бо-
роться в теле- и газетном пространстве. 

Схема реализации властью и оппозицией четырех пространств приводится 
ниже. 



Громова А.В. Роль СМИ в осуществлении «цветных революций» 

 49 

Пространство, использованное 
«оранжевой» революцией 

Эффективность использования пространства 

Телевизионное Минимальная для оппозиции, максимальная для власти 
Пресса Меньшая у оппозиции, чем у власти 
Улица Максимальная для оппозиции, минимальная для власти 
Интернет(пространство Максимальное для оппозиции, минимальное для власти 

 
В каждой стране, где произошли «цветные революции», деятельность СМИ 

в предвыборный период имела свои особенности. 
Роль СМИ Грузии в совершении «революции роз» наиболее велика. Оппози-

ция заявляла о неравномерном доступе политических сил к СМИ, однако в стра-
не работали телеканалы с абсолютно откровенной односторонней политической 
ориентацией как в пользу властей, так и в пользу оппозиции. 

Среди наиболее популярных средств массовой информации Грузии в 2003 г. 
можно выделить газеты и журналы «Алиа», «Ахали Таоба» («Новое поколение»), 
«Резонанси», «24 Саати» («24 часа»), «Квирис палитра» («Палитра недели»), 
«Хроника», «Асавал-дасавали», «Джорджиан Таймс», «Ахали версия», информа-
ционное агентство «ГЕА», Государственное аджарское телевидение, Государст-
венное телевидение и радиовещание Грузии, независимую телекомпанию «Кав-
касиа», независимую радиостанцию «Зеленая Волна» (деятельность радиостан-
ции проходила в рамках программы ООН по развитию гражданского сектора), 
независимые телекомпании «Рустави-2» и «9-й Канал — Зеленый Остров». 

Наиболее популярные газеты, в выходных данных которых значилось: «из-
дание осуществлено при содействии Офиса демократии и управления Бюро но-
вых независимых государств Агентства США по международному развитию 
(USAID)», публиковали интервью известных людей и якобы сотрудников штаба 
президента с пренебрежительными высказываниями в сторону кандидата от вла-
сти. В материалах содержалась только критика властей и не было ни программ 
ни идей переустройства грузинского общества и властных структур. 

В течение полутора лет оппозиция в Грузии создала массовую организацию 
«Национальное движение», численность которой достигла двадцати тысяч членов. 
Михаил Саакашвили (лидер организации) и Зураб Жвания (спикер парламента) 
пригласили лидеров сербской «бархатной» революции для проведения тренингов 
по политическим технологиям для 1500 членов своего движения. В апреле 2003 г. 
была создана молодежная группа, которая осваивала и адаптировала к грузин-
ским условиям подходы и приемы, испытанные в кампании сербского «Отпора». 
В течение трех недель ноября 2003 г. ненасильственная «революция роз» в Гру-
зии одержала победу. 

2 ноября 2003 г. в Грузии состоялись парламентские выборы. Неправитель-
ственные организации, наблюдавшие за выборами, заявили о многочисленных 
нарушениях, но ЦИК признал выборы состоявшимися. 

Телекомпания «Рустави-2» сообщила, что, по данным опросов на выходе с из-
бирательных участков, победил блок Саакашвили. Это позволило после того, как 
ЦИК сообщил о победе проправительственного блока «За новую Грузию», оппо-
зиции с помощью телеканала вывести ночью в Тбилиси на митинги значительное 
количество людей. 



 Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2008, № 2 

50 

21 ноября многие средства массовой информации, среди которых «Алиа», 
«Ахали Таоба», «Резонанси», «24 Саати» обнародовали заявление Госдепарта-
мента США, в котором официально объявилось о фальсификации результатов 
выборов в Грузии. 

В ночь на 23 ноября сторонники оппозиции захватили правительственные 
здания. При посредничестве главы МИД России Игоря Иванова прошли перего-
воры Шеварднадзе с лидерами оппозиции, после которых президент объявил 
о своей отставке. В январе 2004 г. на президентских выборах Саакашвили полу-
чил 96% голосов избирателей. 

После ухода со своего поста Шеварднадзе прямо обвинял Запад, в частности, 
Джорджа Сороса, в финансировании государственного переворота в Грузии. «Мос-
ковский комсомолец» опубликовал черновик заявки на грант, озаглавленный 
«Кмара-03, Кампания за свободные и справедливые выборы» [4]. Через подобные 
гранты международные неправительственные организации получали деньги 
на конкретные проекты, в том числе «правозащитные». Как правило, междуна-
родные организации в своих уставах оговаривают, что не вмешиваются во внут-
риполитическую жизнь страны, на территории которой работают. Но в данном 
случае речь шла о финансировании организации, чья деятельность сыграла реша-
ющую роль в организации «стихийных» уличных протестов, которые и привели 
к смене власти. 

В заявке говорилось, что OSGF (Open Society — Georgia Foundation), то есть 
грузинский фонд Сороса в преддверии парламентских выборов 2003 г. планирует 
оказать финансовую поддержку «Кмара» и Международному обществу справед-
ливых выборов (ISFED). В задачи «Кмара» входила мобилизация избирателей 
(программа «Иди на выборы»). Задачей второй организации являлось наблюде-
ние за выборами. Проект предусматривал и выделение 300 тыс. долларов на фи-
нансирование и обеспечение поддержки СМИ. 

Необходимо отметить, что ситуация в Грузии при Шеварднадзе значительно 
отличалась от ситуации в других республиках СНГ. Все эксперты признают, что 
в Грузии беспрепятственно действовали оппозиционные СМИ, включая элект-
ронные, а общедоступный независимый канал «Рустави-2» во время «революции 
роз» являлся основным рупором оппозиции. 

Уже в первые дни после отставки Эдуарда Шеварднадзе многие масс-ме-
диа почувствовали на себе давление новых властей. Наиболее серьезные про-
блемы были у телекомпании «Кавкасиа», низкорейтинговой телекомпании, ко-
торая «с начала упомянутых событий поддерживала Шеварднадзе» [17]. В день, 
когда Шеварднадзе ушел в отставку, «Кавкасии» на полчаса отключили эфир, 
что вызвало настороженную реакцию у масс-медиа и неправительственных ор-
ганизаций. Одновременно была обстреляна квартира Любы Элиашвили, журна-
листки другой низкорейтинговой телекомпании «Иберия [16]. Позднее телека-
нал был закрыт под предлогом налоговых нарушений. 

В предвыборный период СМИ Украины были также разделены на два лаге-
ря: проправительственный и оппозиционный, активно поддерживавшийся запад-



Громова А.В. Роль СМИ в осуществлении «цветных революций» 

 51 

ными неправительственными организациями. Среди наиболее популярных СМИ 
в 2003—2005 гг. можно выделить следующие издания: «Аргументы и факты Ук-
раина», «Без цензури», «Бизнес», «Власть и политика», «Всеукраинские ведомо-
сти», «День», «Коммерсантъ-Украина», «Хрещатик»; электронные СМИ: «Гро-
мадське радіо», «Національна радіокомпанія України», «Новый канал», Радио 
«Свобода», Радио «Столиця», телеканал ICTV, Телеканал «1+1», телеканал «Ин-
тер» и др. 

Президент Украины Леонид Кучма контролировал большую часть элект-
ронных СМИ, которые поддерживали его и кандидата от «власти» Виктора Яну-
ковича. Freedom House и ряд других американских и европейских фондов под-
держки демократии и открытого общества финансировали на Украине политоло-
гические, социологические и медийные проекты, которые работали на кандидата 
от оппозиции — Виктора Ющенко. Директор Института политики, спонсируемо-
го этими фондами, Мыкола Томенко был одним из организаторов «оранжевых 
акций» на Майдане, а президент Украинского центра экономических и политиче-
ских исследований Анатолий Гриценко возглавлял аналитический штаб команды 
Ющенко. Именно Институт Гриценко был одним из двух центров, отвечавших 
за освещение революции в СМИ. Сразу после завершения второго тура Гриценко 
объявил, что Ющенко победил с перевесом в 11%. Эта цифра никогда потом 
не была подтверждена (как не подтвердились и 15% преимущества Ющенко 
в третьем туре, объявленные тем же Гриценко). Но эта информация распростра-
нялась мгновенно на Майдане, хотя результаты еще никому не могли быть из-
вестны. 

В телевизионном пространстве власть была представлена 30% политических 
новостей (в количественном отношении), оппозиция — 5% (в основном за счет 
оппозиционного «5-го канала» и вечернего эфира ТРК «Эра»). 

В период выборов президента Украины в средствах массовой информации 
произошел раскол, явившийся следствием противостояния в обществе. По мере 
укреплений позиций Виктора Ющенко, все больше представителей СМИ оказы-
вали ему поддержку. Например, перед первым туром выборов был только один 
оппозиционный «Пятый канал». Также на телеканале «Эра» выходили несколь-
ко передач оппозиционного толка. После первого тура выборов все централь-
ные телеканалы стали поддерживать Виктора Ющенко (свою позицию сохрани-
ла, пожалуй, только Донецкая ТРК «Украина»). Так, выходившая на канале 
«1 + 1» телепрограмма «Документ» организовала круглый стол с участием М. Ле-
онтьева (ведущего программы «Однако», поддерживавшего Виктора Януковича), 
Г.А. Явлинского, занимавшего позицию в поддержку Ющенко, и некого неза-
висимого политолога. Казалось бы, стороны представлены равноценно, однако, 
все комментарии ведущего были направлены против Януковича и не скрывали 
симпатии к Виктору Ющенко. 

Ток-шоу и аналитические прогнозы были не единственным инструментом, 
направленным на формирование мнения большинства. К работе привлекались 
известные актеры, спортсмены, и прочие узнаваемые фигуры. Например, боксер 
Виталий Кличко объявил, что переносит бой, чтобы приехать в Киев и поддер-



 Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2008, № 2 

52 

жать на выборах Виктора Ющенко. Подобное заявление было направлено на при-
влечение внимания поклонников знаменитого боксера и любителей спорта 
в целом. 

Аналогичная ситуация наблюдалась и с печатными изданиями. В частно-
сти, «Украинская правда» призывала голосовать за Януковича, а небольшие га-
зеты с ростом популярности Ющенко вставали на его сторону. В этот период 
выпускались и малотиражные издания, призывавшие отдать свой голос в пользу 
лидера «оранжевой революции». Примером такого издания может служить га-
зета «Народное дело», выходившая только в дни выборов. 

Существенную роль в реализации плана «оранжевой революции» сыграли 
Интернет издания. Так, в феврале 2005 г. американская компания по связям с об-
щественностью Rock Creek Creative подтвердила, что оказала содействие Украи-
не в разработке информационной стратегии, бренда и политики для интернет-
сайта «оранжевой революции». Информационный портал «оранжевой револю-
ции» впервые начал работать в декабре 2003 г. и стал, по мнению западных СМИ, 
«главным общественным форумом, обеспечившим политический диалог в тече-
ние хаотических 12 месяцев, предшествовавших выборам» [14]. Стоит отметить, 
что до марта 2006 г. независимые СМИ, сыгравшие главную роль в успехе «оран-
жевой революции» 2004 г. на Украине, были «чуть ли не все закрыты, а контро-
лируемые государством СМИ остаются вне критики» [18]. 

Средства массовой информации Киргизии приняли активное участие в про-
изошедшем в марте-апреле 2005 г. перевороте. В Киргизии было зарегистрирова-
но свыше 800 печатных изданий, телевизионных и радиоканалов, информацион-
ных агентств. Большинство (85%) составляли газеты и журналы, из которых ре-
гулярно выходили 20—30 изданий, как правило, в форме еженедельника. 

Наиболее тиражные из русскоязычных — правительственная газета «Слово 
Кыргызстана», «Вечерний Бишкек», «Общественный рейтинг», «Дело №», «Моя 
столица», «Для Вас»; киргизоязычная периодика — «Кыргыз Туусу», «Асаба», 
«Агым», «Аалам», «Эркин Тоо», «Заман Кыргызстан», «Кут Билим» и др. На мест-
ной полиграфической базе со вставками по Киргизии и Центральной Азии печа-
тались следующие российские издания: «Российская газета», «Московский ком-
сомолец», «АиФ», «Комсомольская правда». Из региональных газет наиболее 
крупные — «Чуйские известия», «Эхо Оша», «Вести Иссык-Куля». 

Органом государственного управления по вопросам телевидения и радио-
вещания являлась Национальная телерадиовещательная корпорация КР (НТРК), 
в ведение которой находились Государственное телевидение и радиовещание, 
Республиканский телецентр, областные телерадиокомпании. Телевидение Кир-
гизии было представлено государственным каналом КТР и частными — «Пира-
мида», «КООРТ», НБТ, НТС. Практически на всей территории страны принима-
лись передачи российского «Первого канала» и канала «Россия». Государствен-
ный канал КТР транслировал передачи ТВЦ, независимый «КООРТ» — НТВ. 

Крупнейшей информационной организацией республики являлась Нацио-
нальная телерадиовещательная корпорация (НТРК), работавшая на всю терри-
торию Киргизии по 1-й и 2-й программам республиканского радио. Из частных 



Громова А.В. Роль СМИ в осуществлении «цветных революций» 

 53 

радиостанций в диапазоне FM вели передачи ТРК «Пирамида», «Аззатык» 
(«Свобода»), РС «Киргизстан обондору» («Мелодии Киргизстана»), «Европа», 
ретранслировавшая «Русское радио», «Европу +», «Love радио»; ТРК «ТОФ» 
(ретрансляция РС «Шансон»), ТРК «Азия-Центр» (ретрансляция РС «Эхо Мо-
сквы»), РС «Авторадио», РС «ЧНРК Дельта» (ретрансляция РС «Хит FM»), 
АОЗТ «КООРТ» («Maximum»), «Алмаз» (прием и ретрансляция «Маяка», 
ретрансляция РС «Голос Америки», «Радио Свобода»), ТРК «НТС» (ретрансля-
ция РС «Немецкая волна»). В г. Ош начала функционировать радиостанция 
«Голос России» [19]. 

Международные фонды, НПО, в основном финансировавшиеся США, прак-
тически свободно оказывали материальную поддержку отдельным организациям 
и средствам массовой информации Киргизии в предвыборный период. Масштабы 
вмешательства США в киргизские события были очерчены в статье «Wall Street 
Journal» от 25 февраля 2005 г. Согласно этой публикации, помощь из Вашингтона 
в основном направлялась через различные прозападные неправительственные ор-
ганизации. Одной из крупных НПО, сотрудничавших с оппозицией, была Коали-
ция за демократию и гражданское общество (Coalition for Democracy and Civil 
Society — КДГО), в основном финансировавшаяся вашингтонским Националь-
ным демократическим Институтом (National Democratic Institute), который в свою 
очередь получает средства от правительства США. Глава КДГО Эдиль Байсалов 
был на Украине, где наблюдал за президентскими выборами и ходом «оранже-
вой» революции. 

Другая киргизская НПО, Гражданское общество против коррупции (Civil So-
ciety Against Corruption), получала деньги от Национального фонда демократии 
(National Endowment for Democracy — НФД) — американской правительственной 
организации, имеющей тесные связи с профсоюзными бюрократами АФТ-КПП 
и хорошо известной своими усилиями по свержению недружественных Вашинг-
тону правительств. Руководитель Гражданского общества против коррупции То-
лекан Исмаилова перевела и подготовила к печати брошюру, в которой излага-
лись «революционные» методы, применявшиеся для свержения правительств 
Сербии, Грузии и Украины. В Киргизии брошюра была отпечатана в типографии, 
принадлежавшей Бюро демократии, прав человека и труда (Bureau of Democracy, 
Human Rights, and Labor) Госдепартамента США. В этой же типографии печатал-
ся ряд изданий, критиковавших Акаева, включая главный орган оппозиции, газе-
ту «Моя столица — Новости». 27 февраля 2005 г. накануне первого тура выбо-
ров, 27 февраля 2005 г, правительство отключило электроснабжение типографии, 
однако посольство США в Бишкеке организовало доставку двух электрических 
генераторов. Типография, работой которой руководил американец Майк Стоун, 
также получала финансовую подпитку от Института «Открытое Общество» 
Джорджа Сороса, сыгравшего важную роль в финансовом обеспечении действий 
грузинской оппозиции в период «революции роз». 

Наиболее активную роль в смене режима президента Аскара Акаева сыгра-
ла оппозиционная русскоязычная газета «Моя столица — Новости». На инфор-
мационном поле это издание появилось за четыре года до выборов в качестве 



 Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2008, № 2 

54 

конкурента газете «Вечерний Бишкек», лидера киргизстанской прессы, полу-
чившей ряд престижных международных премий. Частым гостем редакции га-
зеты был глава государства Аскар Акаев. «МСН» считалась пропрезидентским 
изданием, которое позволяло критику правительства и президента. Вскоре вла-
дельцем газеты стал зять главы государства, казахский бизнесмен Адиль Той-
гонбаев. Наблюдатели отмечают, что это произошло не совсем законным путем 
после проверки государственными органами хозяйственной деятельности изда-
ния. США, страны Запада и многочисленные фонды объявили данный факт на-
рушением свободы слова в стране. Редактор газеты Александр Ким и часть 
прежней команды «Вечерки» образовали другое издание — «Моя столица», ко-
торое практически полностью существовало на гранты американских демокра-
тических институтов, проводя антиакаевскую информационную политику. Поз-
же под давлением имущественно-хозяйственных судебных исков со стороны 
властей газета была закрыта. Однако вместо нее появилась новая газета во главе 
с тем же редактором — «Моя столица — Новости». 

По утверждению профессора Славянского университета в Бишкеке Алек-
сандра Князева, имелись данные, что так называемая «демкомиссия» при по-
сольстве США выделила «МСН», как главному рупору оппозиции, порядка 
80 тысяч долларов в квартал только на юридические расходы — на адвокатов 
и покрытие юридических исков [13]. Для Киргизии, где годовой бюджет «сред-
ней» газеты составлял 30 тысяч долларов, а средняя зарплата жителя страны, — 
около 20 долларов, — это колоссальные деньги. Фактически для газеты была 
открыта и независимая американская типография Freedom House. 

«МСН» сумела объединить киргизскую оппозицию. Именно это издание вы-
полнило задачу по дискредитации Акаева: ей удалось наэлектризовать общест-
венное мнение до состояния революционного взрыва, приведшего к насильствен-
ному захвату власти. Регулярные публикации с откровенными призывами к смене 
власти подкреплялись документами о злоупотреблениях со стороны президента 
и его семьи. 11 февраля 2005 г. в газете была опубликована статья «Дом, который 
построил Акаев», в которой перечислялись все активы, принадлежавшие прези-
денту и его семье. 

Президент подал в суд на издание. Оппозиция начала сбор подписей в под-
держку издания, создав тем самым дополнительный информационный повод во-
круг газеты, ставшей еще более читаемой. Именно «МНС» стала рупором оппо-
зиции и неоднократно объявляла итоги выборов несправедливыми и фальсифи-
цированными. 

В феврале 2005 г. оппозиция боролась за возможность участвовать в пар-
ламентских выборах, проводила пикеты и митинги протеста. 27 февраля про-
шел первый тур выборов, на которых победила пропрезидентская Партия единства 
и развития. Такие же результаты, по официальной версии, показал и второй тур 
выборов. Оппозиция не признала выборы легитимными. 24 марта от Медицинско-
го центра известного доктора-нарколога Женишбека Назаралиева в Бишкеке 
толпы недовольных двинулись к центральной площади. Это был стихийный 
митинг с требованиями отставки Акаева, который перерос в беспорядки возле 



Громова А.В. Роль СМИ в осуществлении «цветных революций» 

 55 

дома правительства. В ночь с 24 на 25 марта мародеры грабили, поджигали 
супермаркеты и продуктовые лавки (по оценкам зарубежных экспертов, сумма 
ущерба составила 100 миллионов долларов США). Погибло 10 человек, дом пра-
вительства был занят митингующими. Правительство ушло в отставку, а пре-
зидент выехал в Казахстан. 

24 марта в Киргизии произошел типичный антиконституционный переворот: 
к власти пришла группа людей, в основном чиновники бывшего правительства: 
Курманбек Бакиев, сегодняшний президент, был премьер-министром; министр 
иностранных дел Роза Отунбаева также побывала в этой должности; Исмаил 
Исаков (министр обороны) и многие другие. В бишкекских погромах победившая 
оппозиция и «МСН» обвинили сторонников Акаева, что именно они манипули-
ровали тысячами вооруженных молодчиков. При этом белый дом оказался без-
защитен перед достаточно мирной толпой демонстрантов под руководством ор-
ганизаторов переворота [5]. 

Европарламент назвал переворот в Киргизии «победой демократии». Однако 
ни сам режим, ни его политика по большинству внешнеполитических и внутри-
политических вопросов не претерпели изменений, сменились только первые лица 
государства. К тому же новые лидеры признали легитимным вновь избранный 
парламент, в котором остались многие сторонники Акаева. 

Таким образом, во всех трех странах, где произошли «цветные револю-
ции», СМИ сыграли значительную роль в осуществлении переворотов. Оппози-
ционные газеты, теле- и радиостанции финансировались западными фондами 
через неправительственные организации. Особую роль сыграли электронные СМИ 
в Грузии, Интернет на Украине и печатные издания в Киргизии. После прихода 
к власти новых элит во всех трех странах наблюдались случаи преследования 
СМИ, ставших уже оппозиционными. 

ЛИТЕРАТУРА 

 [1] Бжезинский З. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. — М.: Между-
народные отношения, 2007. 

 [2] Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические 
императивы. — М.: Международные отношения, 2002. 

 [3] Гласность и журналистика: 1985—2005. — М.: Международный фонд социально-эконо-
мический и политических исследований, факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломо-
носова, 2006. 

 [4] Кара-Мурза С. Революции на экспорт. — М.: Эксмо, 2006. 
 [5] Киргизский переворот март—апрель 2005. / Cост. Г.О. Павловский. — М., 2005. 
 [6] Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: открытие спирали молчания. — М.: Прогресс; 

Академия; Весь Мир, 1996. 
 [7] Почепцов Г. Революция com. Основы протестной инженерии. — М., 2005. 
 [8] Правовое регулирование общественного телерадиовещания в странах СНГ. Специаль-

ный доклад. Европейская Аудиовизуальная обсерватория, 2006. 
 [9] Токарева Е. Записки рядового информационной войны. — М.: Яуза, 2005. 
 [10] Роль прессы в формировании в России гражданского общества. — М.: Институт гума-

нитарных коммуникаций, 1999. 



 Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2008, № 2 

 

 [11] Mark Palmer. Breaking the Real Axis of Evil: How to Oust the World’s Last Dictators by 
2025, Rowman & Littlefield Publishers, Inc., October 2003. 

 [12] Белоруссия и Польша обменялись заявлениями о высылке дипломатов // Время ново-
стей, 18.07.2005. 

 [13] Панфилова В. В Бишкеке отстреливают депутатов // Независимая газета. 25.09.2005. 
 [14] Пиар-поддержку «оранжевой революции» на Украине делала компания США //  

www.newsru.com. 09.02.2005. 
 [15] Сергеев В. Госдеп критикует Россию. Дополнения и примечания // Gazeta.ru 29.03.2005. 
 [16] СМИ Грузии // kavkaz.memo.ru. 01.12.2003. 
 [17] Тенгиз А. СМИ Грузии после революции // Публикации Центра Экстремальной журна-

листики. www.cjes.ru, 01.12.2003. 
 [18] Elections in Belarus // The Washington Times. 17 марта 2006. 
 [19] Сайт посольства Российской Федерации в Киргизии www.kyrkyz.mid.ru 

ROLE OF MASS8MEDIA IN REALIZATION 
OF «COLOR REVOLUTIONS» 

A.V. Gromova 

Chair of Journalism Theory and History 
Philological faculty 

People’s Friendship University of Russia 
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198 

The article gives an overview of the history, reasons and mechanism of «color revolutions» and 
deals with the role of mass-media in this process. 


